Раздел IX

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX в.

Фрейд Зигмунд(1856—1939) один из наиболее значимых мыслителей XX века, психолог и врач. 3. Фрейд известен и как основатель психоаналитического направления в филосо­фии. Основные работы 3. Фрейда, раскрывающие его куль­турологические, философские взгляды, неоднократно пере­водились на русский язык. Среди них «По ту сторону прин­ципа удовольствия»; «Массовая психология и анализ чело­веческого «Я»»; «Остроумие и его отношение к бессознатель­ному», «Тотем и табу», «Я и Оно» и другие.

Отрывки из работ Фрейда даны из работ — «Автобиогра­фия» (1925), и «По ту сторону удовольствия» (1920), в в книге: Зигмунд Фрейд. По ту сторону удовольствия. М., 1992.

Понятие «либидо»

Я уже упоминал, что изучение причин и поводов для невроза все чаще указывало на конфликты между сексуальными побуж­дениями личности и сопротивлением против сексуальности. В поисках патогенных ситуаций, в которых происходило вытесне­ние сексуальности и из которых возникали симптомы замеще­ний вытесняемого, постоянно приходилось обращаться к ранне­му периоду жизни больных и, наконец, к первым годам дет­ства. Подтвердилось то, о чем всегда говорили поэты и знатоки человеческой природы: что впечатления этого раннего периода, хотя по большей части и подверженные амнезии, оставляют не­изгладимый след в развитии индивидуума, особенно тем, что они закладывают предпосылки для позднейших невротических заболеваний. Поскольку же в случае этих детских переживаний речь всегда идет о сексуальном возбуждении и о реакции на них,


мы оказывались перед фактом инфантильной сексуальности, ко­торая опять была чем-то новым и которая вступала в противоре­чие с одним из сильнейших предрассудков человека. Детство должно ведь быть «невинным», свободным от половых влече­ний, борьба же с демоном «чувственности» начиналась лишь вме­сте с пубертантным периодом бури и натиска. Когда же прихо­дилось убеждаться в наличии сексуальной деятельности у детей, это рассматривалось как знак дегенерации, преждевременной испорченности или курьезная прихоть природы. Немногое из сообщенного психоанализом встретило такой всеобщий отпор, такой взрыв возмущения, как утверждение, что сексуальная фун­кция начинается с началом жизни и существенно дает себя знать уже у детей. В то же время никакое другое положение психоана­лиза не доказывается так легко и полно.

Энергию сексуальных влечений — и только ее — я назвал либидо. Теперь я должен был предположить, что не всегда опи­санный здесь процесс развития либидо проходит гладко. Чрез­мерное усиление отдельных компонентов или преждевременный опыт удовлетворения приводит к фиксации либидо на опре­деленных участках развития. К этим участкам теперь и возвра­щается либидо в случае позднейшего вытеснения (регрессия), отсюда и происходит прорыв к симптому. Позднее удалось вдо­бавок понять, что локализация участков фиксации является так­же решающей для выбора невроза, для формы, в которой затем проявляется болезнь.



Наряду с организацией либидо происходит процесс поиска объекта, который играет большую роль в душевной жизни. Пер­вым объектом любви после стадии автоэротизма для обоих по­лов становится мать, чей питающий орган, видимо, поначалу не воспринимается отдельно от собственного тела. Позднее, но еще в первые детские годы устанавливается отношение Эдипова ком­плекса, в результате чего мальчик концентрирует свои сексуаль­ные желания на личности матери и в нем развиваются враждеб­ные реакции против отца как соперника. Аналогичным путем ори­ентируется маленькая девочка, все вариации и следствия Эдипо­ва комплекса приобретают особое значение, дает о себе знать природная бисексуальная конституция, и число одновременно на­личествующих стремлений возрастает. Так длится все время, покуда ребенок не начинает осознавать разницу между полами; это пора сексуального исследования, когда создаются типичные


сексуальные теории, которые, будучи зависимы от несовершен­ства собственного телесного устройства, множат как правильные, так и ошибочные выводы и не могут решить проблемы половой жизни (загадка сфинкса: откуда берутся дети). Таким образом, первый вывод объекта у ребенка инцестуозный. Все описанное здесь развитие проходит быстро. Примечательной особенностью сексуальной жизни у людей является ее двухэтапный характер с паузой между этапами. Первой своей вершины она достигает на четвертом-пятом году жизни, затем это раннее цветение сексу­альной жизни проходит, деятельные до сих пор стремления под­вергаются вытеснению, и до периода половой зрелости наступа­ет патентны и период, во время которого формируются реакции, связанные с моралью, стыдом и отвращением. По-видимому, такая двухэтапность сексуального развития из всех живых су­ществ присуща только человеку; возможно, она биологически обслуживает его предрасположенность к неврозу. С наступлени­ем зрелости вновь оживают влечения и замещения объектов ран­него периода, в том числе и чувства, составляющие Эдипов ком­плекс. В сексуальной жизни при половой зрелости борются друг с другом побуждения раннего периода и торможения латентного периода. Еще на вершине инфантильного сексуального развития формируется своего рода генитальная установка, в которой роль, однако, играют только мужские гениталии, женские остаются как бы необнаруженными (так называемый фаллический примат). Противоположность полов в эту пору характеризуется не слова­ми мужской или женский, а обладающий пенисом или кастрири-роватый. Связанный с этим комплекс кастрации играет чрезвы­чайно важную роль для складывания характера и невроза. Фрейд 3. По ту сторону удовольствия. М., 1992. С. 113—117.




6630609662866122.html
6630681017691899.html
    PR.RU™